Сегодня 23 февраля и я хочу поздравить всех с праздником - Днем Защитника Отечества! Вероятно, кто-то еще помнит, что когда-то это был День Советской Армии! Хочется в честь праздника затронуть тему, связанную с самой настоящей мужской профессией - Родину защищать. И так, как форум наш - об автомобилях, то, вспоминая Советскую Армию, хочу пройтись по советским армейским внедорожникам, стоявшим на вооружении в Вооруженных Силах Советской Армии. Итак, первым серийным внедорожником стал ГАЗ-64. О правдоподобных и неправдоподобных легендах создания этой машины можно почитать в интернете. Но есть факты, удивляющие не меньше всяких выдумок. Например, разработка автомобиля заняла всего 51 день (точнее, сутки)- с 3 февраля по 25 марта 1941года. Вдуматься только, через 15 дней после начала работы над проектом, были готовы все чертежи машины! А через 40 дней - опробованы основные агрегаты внедорожника. 26 марта 1941года машина была представлена на суд высокой комиссии. Во время испытаний ГАЗ-64 ездил по глубокому снегу, преодолевал брод, тягал за собой 45мм пушку. Что-то пошло не так и проект закрыли. Затем, указав на недочеты, его снова открыли, но после доработок уже испытания не проводились, так как началась Великая Отечественная война. И машина пошла в серию без дальнейших бюрократических проволочек. Выпускался "Козлик" - так его нарекли в народе - два года (1941-1943). Всего было выпущено 672 единицы. Понятное дело, что этих машин осталось крайне мало и они имеют огромнейшую коллекционную ценность. На смену ГАЗ-64 в 1943 году пришел ГАЗ-67, разработанный тем же конструкторским бюро под руководством В.А. Грачева. Чуть позже была выпущена модификация с индексом "Б". За годы ВОВ было выпущено 4851 единиц техники, а за весь период производства (1943-1953) - 92 843 штук. Товарища В.А. Грачева на должности руководителя конструкторского бюро Горьковского автомобильного завода сменил Г.М.Вассерман. Под его руководством был разработан и запущен в производство, ставший в последствии легендарным ГАЗ-69. Выпуск данной модели был начат в 1952 году на АвтоГАЗе. Но в 1956 году был перенесен в Ульяновск. Переименовывать машину в УАЗ никто, конечно же, не стал. Так "Газик" и выпускался на УАЗе вплоть до 1972 года. За это время было выпущено больше 600тыс. машин. Модификаций было масса: трех- и пятидверные, полноприводные и моноприводные, с грузовыми мостами и даже с противотанковой ракетной установкой. ГАЗ-69 экспортировался в 56 стран и в две страны были проданы (или переданы в качестве помощи старшего брата младшему) полные комплекты документации по производству - в Румынию и Северную Корею. Для скептиков повторю - экспорт в 56 стран мира! С 1972 года был начат выпуск всем известного УАЗика под индексом 469, поменявшимся потом на другое цифровое обозначение. Выпуск производился до 2003 года, затем был в 2010году ограниченно возобновлен и в январе 2011 прекращен окончательно. Хотя, как по мне, так выпускаемый и сейчас УАЗ-Хантер ну ничем особо не отличается от 469-го. Информация для тех, кто гордится своей страной и продукцией, выпускаемой нашими соотечественниками - в 1974 году три серийных Уазика (без лифтов, лебедок, шноркелей и прочей приблуды) забрались на ледник Эльбруса на высоту 4200 метров! Ану-ка, евро- и японо- оф-роудеры, ГОУ без подготовки Не могу не написать об этом автомобиле. Формально это не легковой автомобиль. Однако, по размерам и грузоподъемности его очень трудно отнести к грузовым машинам. Его колесная база (3300мм) всего на 45 см больше, чем у Крузака 200 (2850мм). Его грузоподъемность всего 2тонны. Сейчас многие микроавтобусы имеют грузоподъемность поболе. Это - ГАЗ 66, "Шишига", "Шишак", "Шишка". Машина уникальна во всем! Такой проходимости у серийных авто, наверное, нет ни у кого! Такой сбалансированности веса по раме нет ни у кого (преимущество особенно оцененное десантниками при парашутировании - машина не "клюет" носом, а приземляется на все четыре колеса). В 1964 году у ГАЗ-66 уже была штатная подкачка колес для регулировки давления в шинах. И даже расположение рычага переключения передач тоже уникально - наверное, ни в одной машине больше не встретишь рычаг позади водителя. Но смею заверить, к этому привыкаешь очень быстро. Во время службы в СА у меня был ГАЗ-66 с кунгом. В штатной комплектации был бензиновый генератор, бензиновая печка для обогрева кунга (кто тогда задумывался о расходе бензина?), внутри будки - два спальных места, стол, сиденья, различные шкафчики. Когда наша часть выезжала на полигон в Капустин Яр, мой Шишак вместе со мной был автомобилем замполита. Если бы у меня был "Гараж мечты", то туда 100% попала бы Шишига. Например, такая (только колеса попроще)
Как-то вы незаслуженно обошли ГАЗ 61. По внешнему виду нам его сейчас, конечно трудно считать внедорожником, но таковым его сделала история. ГАЗ 61-73 -это первый в мире внедорожник с закрытым кузовом. Закрытый кузов отлично защищал от дождя и ветра, поэтому автомобиль использовался советским генералитетом. Во время войны на ГАЗ 61-73 разъезжали Конев, Жуков, Рокоссовский. А генерал армии Черняховский в таком автомобиле погиб от осколка. ГАЗ-61-417 Легкий артиллирийский тягач, который на заводе комплектовали противотанковой 57-миллиметровой пушкой и отправляли на фронт. В семействе ГАЗ-61 был предусмотрен также пикап ГАЗ-61-415 с отдельной закрытой двухместной кабиной от ГАЗ-М415 С 1940 по 1945 годы на базе «Эмки» было произведено 6 фаэтонов 61-40, 194 седана 61-73 и 36 тягачей 61-417.
Незаслуженно забыли про армейский плавающий ЛуАЗ-967, стоявший на вооружении с 1968 года. Двигатель объемом 1.2 литра мощностью 30 л. с. Военные разработали целую программу по его применению. Изначально ЛуАЗ создавался как санитарный транспортер, но его вскоре стали использовать в армии для патрулирования и разведки. Потом, как многоцелевое шасси для боевых машин быстрого реагирования. В некоторых частях на него устанавливали пулеметы и станковые гранатометы.