Череповец-Казань-Новосибирск-Акташ-Артыбаш-Красноярск-Иркутск-Листвянка-Хужир (о. Ольхон)-Оренбург-Череповец.
Поездка была в 2013 году, отчёт писался долго. Злободневность материала несколько устарела, но поделиться впечатлениями всё-таки решился.
Проработаны и распечатаны маршруты, 2 навигатора, мой "Гармин" с Катериной и "Навител" с Вадимом в телефоне жены, надеемся, не дадут сбиться с курса. На всякий случай проведены тренировочные ночёвки в машине и палатке – в «Фокусе» спать лучше. Для этого пришлось снять подушки задних сидений. Их оставили дома. При полностью опущенных спинках передних сидений и с установленной специально изготовленной полкой получились удобные спальные места.Дополнительно поверх укладываются два туристических матраса.Сон в машине - самый крайний случай, но к этому надо быть готовым. Для приготовления или разогрева пищи приобрели печурку и сухое горючее для неё. Испытали их в тренировочных выездах – понравилось.
У соседа в автосервисе проверили подвеску автомобиля – всё идеально. Заранее выбрали в Интернете и распечатали телефоны и адреса гостиниц в предполагаемых местах ночлега. По опыту многих предыдущих путешествий едем только в светлое время суток, ночной отдых в гостинице в нормальных условиях, т.к. я единственный водитель и достаточно зрелого возраста.
В 2012 году в поездке на Чёрное море "спонсировал" ГИБДД на 7000руб., поэтому в этот раз планирую ехать без грубых нарушений ПДД и скорость держать самую экономичную не более 100км/час.
Счётчики средней скорости, расхода топлива и суточного пробега обнулены. Бак полный, на одометре "Фокуса" (хэтчбек, «комфорт», 1,6л, 100л.с.) - 24503км.
Выехали 14 июня в 8 утра. За Ярославлем свернули на Гаврилов Ям и далее на Н.-Новгород. Состояние дороги вполне приличное. Первая ночёвка в Воротынце, гостиница в 100м от трассы, на светофоре поворот налево, за рынком. Адрес: ул. Зубова,54. Приветливая хозяйка, чистый номер с удобствами 1500руб., Машина за забором, ворота на замке. В ближнем кафе свадьба (пятница), поэтому ужин в номере домашними продуктами.
Дневной пробег -874км, ср. расход бензина – 6,0л, ср. скорость – 59км.
15.06. Как и планировали, заехали в Казань. Но к Кремлю приблизиться не удалось – мост через Волгу закрыт. Проводят ремонтно-строительные работы – подготовка к Универсиаде. На площади перед мостом множество машин и автобусов с туристами. Мы, как и другие, пошли пешком через мост. Погуляли по Кремлю, зашли в мечеть Куул-Шариф – жене прикрыли открытые плечи и голову выданными платками.
Видели несколько местных свадебных процессий – необычные наряды невест, гости шампанское не разливают.
На обратном пути к машине зашли в кафе в парке и пообедали. Из города совместными усилиями без проблем вывели Вадим с Катериной.
К вечеру добрались до Елабуги. На ночь остановились в гостевом доме "Горка". За одноместный номер с удобствами и зеркалом на потолке над кроватью взяли 1550руб. Машина под окном. Воды не было по причине аварии на городских сетях (так объяснила дежурная). В ресторане, традиционно, свадьба. Пришлось ехать в центр за продуктами. Сфотографировали Шишкинские пруды, травяные фигуры животных. На улицах чисто, народу мало, строения старые, но ухоженные. Это была единственная из запланированных ночёвка в гостинице.
Пробег всего 490км, ср. расход бензина – 6,0л, ср. скорость – 61км.
16.06. До Челябинска М7 ничем особым не запомнилась: где-то в меру разбита, где-то хорошая, объезд Наб. Челнов и Уфы. В Верхнеяркеево остановил молодой гаишник-башкир: - "Ваша скорость в населённом пункте 83км, штраф 300руб." Но радара в руках нет. Я ему: - Пиши протокол - стало интересно, какой прибор укажут, кроме зоркого глаза. Старший гаишник, сидевший в машине, что-то недовольно пробурчал на башкирском молодому и вернул документы. "У начальника рука устала – много нарушителей" – объяснил молодой. С этим, посмеявшись, я и уехал. Это был единственный личный контакт с работниками ГИБДД за всё путешествие. Но оказалось, был и заочный: через неделю после возвращения домой получил "письмо счастья" из Иркутска на 1000руб. – в зоне знака 50км/ час. моя скорость 105км.
Красиво появление города Сим при подъезде к долине, где он расположен.
Третью ночь провели в отеле на трассе рядом с отвороткой на Миасс. 1000руб. за номер и 100 за машину.
Дневной пробег - 668км, ср. расход бензина – 5,8л, ср. скорость – 69км.
17.06. Дорога до Челябинска хорошая, после него в сторону Кургана езда больше похожа на скачку. Перед Курганом по новой дороге ушли на Тюмень, перед Исетском на круговом ошибочно свернули на Шадринск, но Катерина настояла развернуться и ехать в Ялуторовск. Дорога отличная, но пробка на мосту в районе Ишима. Этот мост, видимо, гордость местных властей, много лет не ремонтируют. В обе стороны от Абатского км по 20 сплошной кошмар – надо быть очень внимательным и не поддаваться на провокации в виде новых участков полотна.
Ночевали в новом мотеле, недоехав до Омска км 150. 800 руб. номер и 100 руб. залог за ключ, утром 100 руб. вернули. Ужин и завтрак в кафе. Машины охраняет сторож бесплатно. В номере сильно пахло краской.
Дневной пробег - 940км, ср. расход бензина – 5,9л, ср. скорость – 75км.
18.06. Трасса Омск - Новосибирск пустынная, скучная. Берёзовые рощи среди болот и полей.
В кафе "Атанаси" взяли первое и блины на обед – всё оказалось такой мерзостью, съесть не могли. Подобного гадкого кафе больше нигде не встречали. На этом участке заправки Газпромнефти расположены через 100-150км, видели несколько гостиниц и кафе. В Новосибирске была запланирована ночёвка, но поскольку приехали около 17 час. по местному времени, то решили двигаться дальше. До Бердска ползли в пробке под сильнейшей грозой. Не перестаю удивляться и возмущаться на экономных придурков, не включающих ближний свет или противотуманки даже в сумерки и в сильный дождь.
Ночевали в гостинице "Грань Алтая", стоящей сразу за стелой на границе Новосибирской области и Алтайского края. Всего за 1300руб. шикарный номер с двуспальной кроватью и огромная комната с удобствами. Авто за забором под охраной за 200руб. Ужин и завтрак в ресторане. В этот день очень устал, даже не записал показания компьютера, а утром забыл.
19.06. Обедали в Бийске в кафе "Барселона", оригинальны пельмени во фритюре.
В Сростках поднялись на гору к памятнику В.М. Шукшину. Руками почитателей таланта писателя и актёра большие пальцы ног скульптуры отшлифованы до блеска.
Сростки.
Церковь в Сростках.
В Усть-Мунах (490км Чуйского тракта) на турбазе "Орлиное гнездо" остановились отдохнуть на 2 дня. Девушки-администраторы базы были почему-то поражены, узнав, откуда мы приехали на автомобиле. Двухместный домик в 20метрах от Катуни за 2000руб. и 200 за парковку. Шум текущей воды Катуни создаёт впечатление дождя, бьющего по крыше домика. Вода в реке очень мутная, -«Бирюзовой Катунь станет в сентябре, когда спадёт вода»- просветил нас работник базы.
Душ и туалет в отдельном здании. Питание в ресторане.
По одометру пробег за 2 дня составил 1918 км, средние расход и скорость опять не записал.
20.06. С группой и экскурсоводом на микроавтобусе поехали на экскурсию в Тавдинские пещеры, но туда не пустили – сшибали какой-то опасный камень.
Снимок сделан с большим приближением.
Взамен показали захоронения скифов (самое интересное вывезено, как обычно, в Москву и Барнаул).
Памятник Рериху.
Затем поехали в Манжерок, канатный подъёмник довёз-таки до вершины, хотя несколько раз останавливался к ужасу жены. На горе прикупили сувениров, сфотографировали орла Филю бесплатно. Если с орлом на руке – 200 руб. Виды с горы, конечно, замечательные.
Подъёмник останавливается, когда некоторые кресла заклинивает на верхнем колесе. В результате раскачки персоналом заклиненного кресла движение продолжается. Выяснив это, к остановкам на спуске жена относилась спокойнее.
Озеро Манжерок.
Верхняя точка канатной дороги.
21.06. Продолжили путь по Чуйскому тракту. Сёминский перевал проезжали в сильный туман, в верхней точке мини-рынок и стела с указанием расстояний до крупнейших городов мира.
Чике-Таман дал острые ощущения в той мере, чтобы точно следовать знакам ограничения скорости, что не всегда делается на равнине. На въезде в Акташ заправка, кафе и гостиница под одним названием "Расул". Номер в гостинице 1200руб., удобства в коридоре. Номер с удобствами 2000руб. Гостиница новая, чистая, везде ковры, в фойе стеллаж со сменной обувью. В кафе накормили вполне недорого, быстро и достаточно вкусно. Самообслуживание: поел, убери за собой.
Пообедав, поехали к Красным воротам. Всего около 8км: в посёлке асфальт, далее по скользкой из-за сильного дождя грунтовке, сделавшего скалы серыми, но фото и видеосъёмки проведены.
Красные ворота. На объектив попали капли, изображение неважное.
Настоящими хозяевами Чуйского тракта являются коровы. Пастухов нет, коровы лежат на дороге, и гадят, по-моему, только на асфальте. Читал, что в случае травмирования коровы, у водителя могут быть большие проблемы с аборигенами.
Дневной пробег - 329км, ср. расход бензина – 6,0л, ср. скорость – 55км.
22.06. Дальше по тракту решили не ехать, очень уж мрачно утром выглядел окрестный пейзаж. Захотелось тепла и солнца. Снова дождь, верхушка Чике-Тамана закрыта облаками.
Солнце увидели, когда подъехали к кафе "Аар-Суу", стоящее у начала перевала со стороны Горно-Алтайска.
Симпатичные девушки накормили горячими блинами с чаем, съели по 2 порции. Пообедали в Майме в кафе у самой отворотки на Артыбаш. Дорога на Телецкое озеро полностью асфальтирована, но местами покрытие разбито. От развилки Турочак-Артыбаш асфальт ровный и без выбоин.
Памятник шоферам, погибшим на Чуйском тракте.
Катунь.
Чуйский тракт.
Около 17 час. по местному времени (разница с Москвой 3 часа) устроились на турбазе "Эдем". Заплатили 3000 руб. за 3 суток в номере с удобствами, на 3-ем этаже в корпусе "Виктория", парковка бесплатная на территории. Корпуса срублены из кедра и внутри потрясающий аромат. Имеется кафе, 3-х разовое комплексное питание по 650 руб. в день, но это не обязательно. Можно заказать отдельно завтрак, обед, или ужин. Все заказы (еда, баня, экскурсии) оформляются через администратора. При оформлении сразу заплатили 2000 руб. за поездку к водопадам на скоростном катере.
На воде с зелёной крышей - плавучая баня.
Здесь мы жили под крышей, где открыто окно.
В холле этажа.
После ужина прогулялись на ближний рынок, купили продуктов и вяленого чебака - очень хорош с пивом. Метрах в 50 от ворот "Эдема" площадка, с которой проводят конные экскурсии. Ароматы соответствующие и надо смотреть под ноги. Виды на озеро замечательные.
Дневной пробег - 528км, ср. расход бензина – 5,5л, ср. скорость – 69км.
23.06. В 11 часов забрались в катер (кроме нас, ещё 2 пары), надели спасательные жилеты и пошли к водопаду Корбу. На небе солнышко, а над водой очень красивый слоистый туман, и живописные обрывистые берега.
За вход на территорию парка берут по 100 руб. На берегу лотки – палатки с сувенирами, чаем – кофе и разной выпечкой. На разлив продают бальзамы и настойки на различных алтайских травах. 50г кедровой и чай с пирожными – то, что надо после лазанья по камням.
В сувенирной лавке.
Народу много, на воде плавало десятка полтора разных катеров (причал маленький), привёзших туристов.
Нашу группу капитан свозил ещё на 3 водопада и в каменный залив. Как он рассказал, это единственное место на Телецком озере, где берег не обрывистый, а нагромождение огромных камней. Как они считают, здесь когда-то упал метеорит.
Вернулись на базу около 14 часов. После обеда пошли с женой в местный зоопарк. Идти вкруговую около 3-х км. В вольерах, почти в естественных условиях, живут косули, марал, лосёнок, кабан, куропатки и самка овцебыка с длинной белой шерстью. Как сказал смотритель, очень злобная и, несмотря на малый рост, легко догоняет бегущую лошадь.
Смотритель увлечённо и с удовольствием рассказывал о животных, их повадках и характерах. Узнав, что мы шли вкруговую, показал короткий путь к "Эдему". Мы, конечно, немного поплутали, но на ужин успели.
Из этого залива озера вытекает Бия.
24.06. Прекрасный день провели на берегу разлившейся Бии. Я достал спиннинг, покидал блесну ради самого процесса, зная, что хватать её некому, т.к. очень сильное течение. За однодневную поездку на рыбалку на катере надо заплатить около 3-х тысяч, я посчитал это слишком дорогим удовольствием. Позагорали, разогрели обед на печке с сухим горючим – красота. Но пришли коровы в сопровождении сурового быка, привели стаи слепней и мух, начали чесаться об машину. Пришлось переехать в другое место. Там подошёл мужчина из компании, расположившейся неподалеку. Бывший дальнобойщик из Омска приехал с семьёй и друзьями на отдых. Увидел 35 регион, стало интересно, как мы сюда добрались. Поговорили, узнали о дороге Бийск – Новокузнецк. Он сказал, что сделана недавно, следят, должна быть хорошая, но сам последние годы не ездил.
Вечером прикупили ещё вяленого чебака, надеясь угостить дома друзей.
Дневной пробег - 15км, ср. расход бензина – 5,7л, ср. скорость – 61км.
25.06. В 8 утра покинули "Эдем". Решил ехать через Турочак на Бийск. На картах дорога обозначена с твёрдым покрытием. Не хотелось ехать опять через Горно-Алтайск. К тому же, где-то на сайте читал, что с Бийска дорога лучше, чем с Г.-А. До Турочака прекрасная дорога, а через несколько километров началась грунтовка с крупными булыжниками. Поначалу я надеялся, что вот-вот начнётся твёрдое покрытие (как обозначено на карте), а его нет и нет. Если б я мог предположить, что это "твёрдое покрытие" протянется на 100км, вернулся бы на дорогу на Г.-А. Жаль, что слов водителей не слышат дорожники, воры-чиновники и составители карт. Но окончательно убило следующее: посреди булыжного кошмара на одном из участков бывшего "твёрдого покрытия" длиной около 300м бригада дорожников проводила "ямочный ремонт "! уцелевшего асфальта До сих пор смеёмся с женой, вспоминая этот эпизод. Нормальный асфальт начался примерно в районе Ненинки.
В Первомайском свернули на Целинное. Ошибался омич-дальнобойщик: дорога Бийск-Кузедеево плохая, местами очень плохая. Пообедали в столовой в Целинном. Даже не верится, что такое ещё существует. Хорошая советская столовая. Вдвоём поели (первое, второе, компот с выпечкой) на 146 рублей. И вкусно. Обратил внимание, что в столовой обедают местные жители с детьми. Но выезд из Целинного на трассу это кошмар – ямы с острыми краями глубиной до полуметра по всей ширине направления. Дорогой назвать нельзя. Местные ездят по накатанным рядом колеям.
В Новокузнецке поплутали и понервничали изрядно (Катерина с Вадимом вели в разные стороны), вдобавок бензин на исходе, лампочка указателя уровня горела уже 60км, а фирменных заправок нет. Пришлось заехать на "Сибнефть", местный водитель какой-то японки заверил, что бензин здесь хороший. В бак вошло 46л. Бензин, действительно, оказался нормальным. Кемерово проехали без проблем. В Мариинске гаишники подсказали ближнюю гостиницу, где мы и заночевали. 2-хместный номер 1000руб. Кафе уже закрывалось, поужинали в номере своими продуктами.
Дневной пробег - 916км, ср. расход бензина – 6,2л, ср. скорость – 66км.
26.06. Когда отъехали от Мариинска около 100км, жена вспомнила, что оставила свою новую куртку в шкафу в гостинице. Решили не возвращаться, а заехать на обратном пути. Чтобы увидеть плотину Красноярской ГРЭС, свернули с трассы на Дивногорск. Дорога лесная, извилистая, пустынная, асфальт хороший. Если бы не сильный дождь с грозой, ехать одно удовольствие. На подъезде к плотине смутил, конечно, "кирпич", стоящий метров за 500 до КПП с полицейскими, но я рискнул подъехать поближе к сетчатому забору и сфотографировать, что увижу. Плотина разочаровала: кипящего сброса нет и течение не самое сильное. К тому же, мы видели Бию и Катунь.
По дороге на Красноярск много красивых видов на горы и Енисей, но остановиться негде. Справа скала, а слева - ограждение, насыпь ж/д пути и коттеджи. Пообедали на выезде из города. Окружная М53 в Канске – это 6км разбитой грунтовки и никаких указателей. С водителем "Газели" из Белоруссии 4 раза пришлось уточнять у местных туда ли мы едем. (На обратном пути ехали через город – дороги страшнее, чем в Волгограде.). АЗС всё какие-то сомнительные, лампа указателя топлива горит уже 50км, пришлось залить 32л на 1000руб. на развязке на Тайшет. Пожилой водитель ВАЗ-2104 заверил, что бензин здесь хороший, гостиница в Тайшете (10км) и большой комплекс в Алзамае (70км). Стемнело, время около 22 час. по-местному, решили с трассы не уходить и ехать в Алзамай. От Разгона ремонт трассы и разбитый объезд почти 20км плюс ж/д переезд. В 1 ночи (+5 часов от мск) мест в гостинице, конечно, не было.
В "Палладе" (на другой стороне трассы) остался 3-хместный номер. Пришлось оплатить весь номер (1355руб.), чтобы никого не подселили. Поужинали в кафе на первом этаже. Огромные площадки по обе стороны трассы заполнены фурами. Ночью разбудил тошнотворный запах горелого жира с кухни кафе.
Дневной пробег - 921км, ср. расход бензина – 6,3л, ср. скорость – 70км.
27.07. Позавтракать смогли только в кафе за Нижнеудинском. Кофе жидкий, блины нормальные. Тайшетский бензин оказался дерьмовым, на подьёмах приходилось включать 3-ю передачу, машина побежала только после заправки на "Роснефти". От Шерагула опять ремонт трассы и грунтовый объезд почти 20 км. Качество асфальта до Иркутска на троечку, новых участков мало. Покрутились в Иркутске.
Дорога на Листвянку замечательная.
Дворцов-гостиниц в посёлке множество, цены соответствующие. В частном секторе попроще и подешевле. Мы поселились в частном доме около 2-х памятников.
Хозяева, семейная пара, чуть постарше нас, очень приятные и разговорчивые люди, взяли 1600 руб. за двое суток в отдельном домике, машина во дворе. Через дорогу - Байкал.
Дневной пробег - 695км, ср. расход бензина – 6,1л, ср. скорость – 72км.
Праздничный ужин в кафе обошёлся в 827 руб. Погуляли по набережной, купили продуктов и сувениров. Серьёзное ДТП: по словам очевидца, девушка на "Хюндай-Гетце" решила развернуться с обочины, и в неё слева въехал грузовичок. Врачи скорой помощи перевязывают пострадавших, "Хюндай-Гетц" - полумесяцем.
28.06. Снова прогулка по набережной и по посёлку. КамАЗы-ассенизаторы носятся по набережной на большой скорости. Улочки узкие, не асфальтированные. Новая красивая церковь, чистый звук колокольного перезвона. Поражает множество недостроенных заброшенных гостиниц, коттеджей, а рядом ютятся халупы и в них люди живут. На крутых склонах пасутся горные (так мы решили) коровы. Многочисленные иностранцы фотографируют только эти развалюхи, ну и Байкал, само собой. Хотели купить омуля, но хозяин дома посоветовал это сделать на Ольхоне, поскольку вся рыба оттуда.
Гостиницы в Листвянке.
29.06. Перед отъездом в Листвянке посетили Лимнологический музей с погружением. Имитируется погружение на максимальную глубину Байкала 1637м с показом и лекцией о живности озера. Стоит экскурсия 300руб.
По пути заехали в этнологический музей "Тальцы", где собраны жилые и другие строения края. Посмотреть интересно. В "Трактире" хороший чай и горячие блины.
В таких чумах туземцы жили, а на столбах хоронили умерших, заворачивая их в шкуры: тонкий слой почвы не позволял сделать нормальную могилу.
Альтернатива черепице.
Камера для арестантов.
В камере.
В Иркутске на "Лукойле" залил полный бак и 10л в канистру. Обедали в позной на въезде в Баяндай. Замечательные пейзажи и отличная дорога до Сахюрты.
Такие беседки много в тех местах.
Видна Сахюрта и через пролив Ольхон.
Из 250км всего 10 грунтовка, весьма ровная.
Как и рассчитывали, в субботу к вечеру машин мало и мы сразу заехали на паром "Ольхонские ворота".
К моему удивлению, покидать паром машины должны задним ходом с разворотом на причале. На берегу номера въезжающих машин, фамилию водителя и цель приезда записывает какая-то женщина, сидящая за столом под плакатом "Контроль". Только после этого серьёзные мужики опускают натянутую верёвку и можно ехать дальше. Как я понял, за проживание на территории нацпарка вне населённого пункта надо платить деньги. Я указал Хужир, поэтому бесплатно. До самого большого посёлка острова 34км. По обе стороны главной каменистой и пыльной дороги проложено множество мягких. По ним и надо ездить. И поскольку они повторяют профиль очень холмистой местности, то адреналина в кровь поступает достаточно.
В Хужире поселились на Кирпичной, 2. Хозяйку зовут Ирина. Отдельный домик, удобства на улице рядом. Машина возле домика. За трое суток заплатили 2100руб. (350руб. с чел./сутки).
Дневной пробег - 367км, ср. расход бензина – 6,6л, ср. скорость – 65км.
Конечную точку нашего путешествия отметили коньяком и омулем горячего копчения. После ужина прогулка по берегу. Вышел из дома и как в сказке: слева гора – это мыс Татайский, справа – мыс Бурхан, это Шаман-камень. Пейзажи потрясающие, стоило приехать за тысячи километров, чтобы увидеть это собственными глазами.
30.06. Утром поехали на озеро Ханхой в 12 км от Хужира. Озеро расположено в низине между гор, отделено от Байкала узким перешейком, зачем-то перекопанным. На это озеро туристов возят на рыбалку. По берегам, примерно через 500м, установлены столы со скамьями из мощных брёвен и досок. Метрах в 100 от берега туалеты и рядом контейнеры под мусор. Как и на Алтае, непривычно чистые берега. На высоком берегу Байкала установлено множество каменных пирамид и не понять, древняя она или новая. На одной увидели японский флаг. Сложили свою пирамиду, пожелав себе удачи.
На камнях не ржавчина , а мох.
Если с обрыва свалишься. то ...
Рабочие, строящие ещё один стол, сказали, что территория вокруг озера взята в аренду частником. Будут построены кафе, мотель, на подъездах установят шлагбаумы, и пребывание здесь будет платным. Перешеек раскопали, чтобы перекрыть этот въезд.
Вернувшись в Хужир, пошли к Шаман-камню. На подходе - священные столбы и каждый для какого-либо знака Зодиака. Почему 13 говорили, но не помню.
Там толпы иностранных и российских туристов, подходы к священному месту загажены коровами и лошадьми.
В соответствии с дорогами, основной транспорт местного населения УАЗ-буханки. Носятся на них по горам, как угорелые.
01.07. Попробовали доехать до солёного озера Шара-Нур. Уклон, вроде, небольшой, но едет машина, почему-то, только на первой передаче. Впереди вижу приличную промоину от ручья и камни, надо выйти посмотреть, открываю дверь, а она закрывается - упоры не держат. Кое-как вылез и изумился: уклон градусов 40 и длиной метров 300 – как я сюда залез? Про озеро тут же забыл, как-то надо развернуться, не совершив оверкиль. Повезло, что остановился на площадке с небольшим валом по краю, а за ним сосенка. Осторожно скатился, поставив машину поперёк склона и уперевшись в вал задними колёсами. На 1-й передаче, притормаживая, поехал вниз. А перед машиной суслики бегают. Один выглядывал из норки между колеями, его сфотографировал, а машину на склоне снять не сообразил. Так жалею об этом. Вернувшись на дорогу, поехали в Харанцы, читали, что там есть какой-то источник. Местный житель сказал, что источник пересох. Опять не повезло. Остановились в лиственничном бору Сарайского залива. На въездной дороге установлен щит, где извещают, что вы находитесь на территории национального парка. Здесь можно ставить палатки, жечь костры, но запрещено стрелять и мусорить. В тени лиственниц расположилось довольно много компаний туристов с палатками. Установлены туалеты, контейнеры под мусор. На наших глазах подъехал маленький мусоровоз, поставил пустой контейнер и увёз полный. К сожалению, в остальной России далеко до подобного.
Густой хвойный аромат, крупный горячий песок, в котором босые ноги утопают по щиколотку, пейзажи, напоминающие прибалтийские дюны никого не оставят равнодушным. На голом песке растёт множество разных цветов.
В 3-х метрах от воды в заливе около Шаман-камня есть банька, в ней только парилка, мойку не разрешают экологи, что совершенно правильно. Час в парной 1000руб., мы заказали на полчаса, и вполне хватило. Кайф неописуемый – из парилки с разбега нырнуть в холодную воду, телу хорошо, а мышцы икр немеют пока пройдёшь 3 метра до берега. Повторили удовольствие 3 раза. Без всякого мыла-шампуня волосы стали шелковистыми.
Вечером купили омуля по 6 штук горячего копчения и вяленого (любой 60 руб. штука), больше не решились – испортится в долгой дороге, хоть и в сумке-холодильнике.
На прощальный ужин - омуль горячего копчения.
Не считая дороги от парома до Хужира и обратно (70км), за 2 дня по Ольхону наездили - 84км, ср. расход бензина – 7,1л, ср. скорость – 47км.
02.07. В 8 утра покинули Хужир. На пароме был только наш "Фокус". Иркутск проехали хорошо. Опять прижало с бензином и пришлось заправиться на "Омни" – бензин хороший. Ночевали опять в Алзамае, в "Палладу" не захотели. Поселили нас в комнате отдыха персонала в гостинице на другой стороне трассы. За ночь отдали 1440 руб. (оплата почасовая 80 руб./час.). В 100м заправка "Роснефть".
Дневной пробег - 905км, ср. расход бензина – 6,6л, ср. скорость – 74км.
03.07. Выехали в 7 утра. В гостинице Мариинска куртку нам не вернули, сказали, что не видели, но спросили, не было ли в карманах чего-либо ценного. Разговаривала жена с той же дежурной, что и принимала номер в наш выезд. Уже дома, жена вспомнила о "Золотой бабе", талисмане с Алтая, оставленном в кармане куртки. Извилистая разбитая дорога на Кемерово вызвала много нехороших в адрес дорожников и властей всех мастей. И это федеральная трасса. Ночевали на трассе в гостинице "Ермак" в районе Юрги (координаты N 55º 26.311΄, EO85º 13.505΄). 2-х местный номер без удобств на 2-м этаже - 1000руб. и 50 руб. за охрану машины. Гостиница большая, не старая, но туалет на 1-м этаже загажен, в умывальнике нет ни крючков, ни полочек. В столовой кормят неплохо. Просторный душ на втором этаже с горячей водой.
Дневной пробег - 1081км, ср. расход бензина – 6,2л, ср. скорость – 77км.
04.07. После завтрака продолжили путь. Дорога в районе Новосибирска и окружная - образец для всей страны. На выезде из Омска в сторону Тюмени разбитая в хлам дорога, вдобавок к этому, дебильные дорожники сделали обочину из обычной земли, после дождя превратившейся в кашу. Фура, съехавшая с разбитого, но асфальта, завалилась набок, перекрыв движение. В 100 метрах две легковушки сплющенные фурами спереди и сзади. Для ночёвки заехали в Абатское. С трассы свернули направо, проехали прямо метров 700 и гостиница. Рядом Сбербанк с банкоматом. 2-хместный номер с удобствами 1200руб., машина во дворе за забором. Кафе нет, пришлось поспешить в магазин за продуктами, т.к. всё закрывается в 21 час. Купили куриные копчёные бёдра, но они оказались полусырыми и не копчёными, а вымоченными в « жидком дыме». Есть их не рискнули, обошлись чаем с бутербродами.
Дневной пробег - 1133км, ср. расход бензина – 6,3л, ср. скорость – 88км.
05.07. Выехали в 7 часов, поставив себе цель ночевать на даче у родственников в Ташле в Оренбургской области. От новой ишимской развязки (город в стороне) и до Пеганово прекрасная тоже новая дорога. А до Бердюжье 18км убитой грунтовки с огромными ямами и обломками асфальта. За Бердюжьем опять отличная дорога до М51. Как мне позже объяснили, дорога Макушино-Ишим проложена специально для объезда Казахстана. Трафик на этом участке весьма приличный. Из почти 200км осталось 10%, но дорожников с техникой здесь я не видел. С М51 свернули на окружную Копейска. Южноуральск, Магнитогорск остаются в стороне, видны только дымящие трубы и громады шлакоотвалов. Дорога хорошая. Нормальных заправок нет, всё какие-то АЗС. В Баймак приехали около 20 часов. Только прошла гроза, темно, сильный холодный ветер. Компьютер показывает запас бензина на 60км (лампа загоралась при запасе на 124км). По моему навигатору до Ташлы 180км. Вадим из навитела говорит, что 500 и едем неправильно. Настроение хуже некуда. Пришлось заливать полный бак на "Башкирнефтепродукт". Невольно стали свидетелями каких-то местных разборок: после спора башкир разбил стекло в девятке, выкинул водителя и отъехал, перегородив выезд с заправки. Аккуратно его объехали, и скорей прочь из этого места. Бензин оказался хороший. Когда выбрались из-под грозы, увидели, что солнце ещё высоко. Настроение улучшилось. Созвонились с родными, сказали, где мы находимся. Незадолго до полуночи закончился мой самый большой дневной пробег - 1311км, ср. расход бензина – 6,4л, ср. скорость – 79км.
Позже выяснили, Вадим вёл нас в другую Ташлу – на границе с Самарской областью.
06. – 08.07. Отдых, долгожданная помывка машины, чистка салона, баня, шашлык. И рассказы о поездке родным и их соседям с показом отснятых фото и видео. К нашему огорчению, весь вяленый омуль заплесневел, пришлось выбросить. Холодного копчения доехал хорошо – парой штук поделились, съели, оценили - "вкус специфический".
8-го вечером уехали в Оренбург.
Дневной пробег - 159км, ср. расход бензина – 6,4л, ср. скорость – 78км.
09. – 10.07. Всё ещё отдых, помощь родственникам в покупке нового дивана - последнюю ночь на нём и спали. На "Приоре" племянника съездили в Соль-Илецк. Как и на юге, предложения жилья начинаются за несколько километров до города. За вход в курортную зону 100руб. Там 4 озера – 2 солевых, грязевое и пресное радоновое. На другом берегу солевого озера корпуса "Руссоли". Раньше здесь были соляные шахты, где работали каторжники. Около 100 лет назад, рядом протекавшая речка разлилась и затопила шахты. Все озёра являются лечебными для суставов и прочего. Я попробовал на вкус – настоящая поваренная соль. Утонуть в солёном озере невозможно – вода выталкивает и кладёт горизонтально, как только ноги отрываются от дна. Самое главное, чтобы рассол не попал в глаза, поэтому даже дети стараются не брызгаться. На воздухе тело покрывается белой корочкой, смывают её под душем или в радоновом озере. На обратном пути купили казахстанских арбузов.
В радоновом озере смывают соль или под душем.
11.07. В 7.30 утра выехали в сторону дома. По хорошо знакомой дороге, объехав Самару через Богатое и Кинель на М5 (вполне приличное покрытие, трафик небольшой), миновали Димитровград и Ульяновск по Президентскому мосту. По 1Р178 мимо Саранска и по 1Р158 - Арзамаса, немного недоехав до Н. Новгорода, около 22 часов остановились в гостинице "Лабаз", Гостиница новая, чистая, есть кафе. Наша самая дорогая ночёвка: 2000 за номер с удобствами, машина под окном.
Дневной пробег - 1222км, ср. расход бензина – 6,5л, ср. скорость – 79км.
12.07. Утром выпили кофе с блинами (завтрак входит в стоимость номера) и вперёд – уже нетерпелось скорее попасть домой. Без задержек, хотя и в сплошной колонне, проехали город по окраинам (спасибо Вадиму). Проскакали по Ивановской области с полями заросшими борщевиком, и с выездом на М8, как по скатерти, прибыли домой в 5 вечера.
Дневной пробег - 701км, ср. расход бензина – 6,6л, ср. скорость – 72км.
Итоги: на одометре – 41221км., за 18 ходовых дней проехали 14718км, по чекам сожжено 915л бензина на 25639руб., по чекам же средний расход составил 6,2л на 100км, на проживание и ночёвки в пути ушло 25845руб., на питание затратили 16377руб., экскурсии и сувениры забрали 8100руб. Таким образом, 29 незабываемых дней обошлись в 75067 руб.
P.S. Недавно прочитал на сайте "рутрасса.ру", что на участке Ишим - Бердюжье сделана отличная дорога.
Череповец - Акташ - Хужир.
Автор
Alexandr Nikolaevich 50
Автолюбитель, Мужской
- Сообщения:
- 24
- Симпатии:
- 10
- Рейтинг:
- 19
- Дневники:
- 1