«Нива» — как много скрыто в этих четырех буквах. Легендарный автомобиль, разработанный с нуля еще в середине прошлого столетия и дошедший до наших времен почти в неизменном виде. Авто, которое может похвастаться весьма суровой фанбазой, причем как у нас, так и за рубежом. Ниву ценят и любят такой, какая она есть: неудивительно, что концерн «АвтоВАЗ» не спешит вводить кардинальные изменения, из года в год ограничиваясь минорными рестайлингами. Но Niva Bronto 2025 — это отдельный разговор. По одному этому фото понятно, что перед нами не просто рестайлинговая версия Niva Legend. Классический «рубленый» дизайн дополнился подчеркнуто огромными колесными арками, новыми дисками (да, прямо с завода) и пластиковым обвесом. А что нас ждет при более детальном знакомстве с данным авто? Опустим формат многочисленных хвалебных (и не очень) обзоров и построим свое мнение, базируясь на отзывах реальных владельцев данного авто. Ключевые конструктивные особенности Общее качество сборки и покраски За обновленным дизайном Niva Bronto скрываются сугубо утилитарные изменения. Новые держатели зеркал заднего вида по свидетельству водителей способны держать удар крупных ветвей деревьев при езде по пересеченной местности. Бампера для прочности проклеены стекловолокном и эпоксидной смолой в три слоя. Это их не спасает: удар держат (проверено), но ломаются в местах креплений. Владельцы рекомендуют сразу поменять передний бампер. С задним бампером сложнее: замену надо подбирать на совместимость со штатными светоотражателями. К остальному обвесу ни у кого претензий нет: пороги прочные, прочность рейлингов для багажа не ограничена, предусмотрена возможность установки дополнительной светотехники. Увеличенные резаные колесные арки изнутри покрыты очень тонким слоем антикора, подкрылки с завода не предустановленны, а штатные брызговики… лучше бы их не было. Уже через месяц активной езды владельцы сталкиваются с очагами коррозии и вышедшими из строя противотуманками, т.к. от попадания влаги и грязи на Niva Bronto их защищает только негерметичный пластиковый колпак. Вообще, любая Лада «славится» традиционной антикоррозийной обработкой, которая делается для галочки. Но Niva Bronto выбивается из общего ряда: кроме подкрылков все остальное обработано очень качественно. Колесные арки режутся еще на этапе первоначальной сборки, после чего грунтуются и окрашиваются вместе с кузовом: здесь придраться не к чему. Жесткость кузова была увеличена, при этом задний мост приподнят и крепится на приваренную сваренную балку — дешево и сердито. Итак, первые вложения в новое авто начинаются с обязательной установки подкрылков. Крайне желательно провести дополнительную антикоррозионную обработку и поменять брызговики. Да и фары защитить не помешает. Радует, что затраты на все это минимальные, особенно если сравнить с теми манипуляциями, которые нужно проделать на обычных Niva Legend. Интерьер и удобство салона Открываем дверь и заглядываем в салон. Здесь нас ждет самый главный приятный сюрприз: новый салон. Передние кресла теперь намного легче складываются, плюс добавилась возможность горизонтального регулирования. Это очень полезно, учитывая, что Bronto не изменилась в габаритах и в ней по-прежнему тесновато. Теперь, если отодвинуть водительское кресло на максимум, сидеть вполне комфортно даже высоким людям. Место водителя: колени больше не упираются в подбородок (на фото рост 190 см) Сами кресла обиты качественно, боковые упоры увеличены: нет ощущения того, что сидишь на табуретке. Очень расстроил материал, из которого изготовлены чехлы. Он чем-то напоминает очень дешевый винил, легко пачкается и истирается. Кроме того, что этот материал быстро выцветает на солнце, а при повышенной влажности склонен вздуваться. Новые сиденья. Видно, что спустя пару месяцев на подголовнике появились вздутия. Неприятно, но тут или менять кресла, или мириться с эстетическими недостатками. Еще из приятного: кондиционер. Да, мы долго ждали и, наконец, дождались, в 2025 году «АвтоВАЗ» наконец установил полноценный кондиционер, и больше не придется умирать в жару или замерзать в холод. Однако здесь есть один нюанс: если при доработке авто нужно выносить генератор наверх (для установки шноркеля, внешнего воздухозаборника или для подготовки к бродам), то кондиционер придется убрать. Без изменений: двигатель и трансмиссия Увидев в салоне электронную педаль газа, можно было понадеяться на долгожданные изменения в ходовой части, но их нет. Двигатель все тот же атмосферный ВАЗ-21214: 85 лошадей при 4000 оборотах. О болячках этого движка известно всем, о них написана не одна тысяча отзывов, статей и обзоров. Добавим только, что о необходимости капиталить двигатель никто из владельцев пока не сообщал, а все проблемы очень быстро решаются в сервисе. Трансмиссия тоже не радует: изменился лишь режим блокировки и передаточное число (4 к 10). В Niva Bronto можно выбрать один из трех режимов: Блокировка дифференциала повышенного трения; Винтовая блокировка в редукторах мостов; Блокировка межосевого дифференциала в раздаточной коробке; При включении последнего режима водителя ждет характерный гул из раздатки. В отличие от обычных Нив, в Bronto этот звук слышно даже на небольшой скорости. В остальном — все та же классическая МКПП с отдельно разнесенным блоком раздаточной коробки и постоянными стуками в промежуточных валах из-за люфтов в соединениях. Ничего не поделать, такая уж особенность конструкции 1977 года. Перемены к лучшему: подвеска А вот подвеску В Niva Bronto качественно доработали: Пружинные амортизаторы дополнительно усилены; Ход подвески увеличился на 4 сантиметра; Жесткость пружины повышена на 10%; Чулок заднего моста усилен и проварен; Теперь на трассе Niva Bronto ведет себе нормально. Авто больше не ведет в сторону, улучшилась устойчивость на трассе и поведение на бездорожье. Кстати, в Bronto появилась АБС, что не может не радовать. Из-за того, что номинальный клиренс вырос до 24 сантиметров (по факту — до 30!), а задний мост приподнят, у Niva Bronto есть проблема с креплением рычагов передней подвески. Пожалуй, это главный конструктивный просчет: верхний рычаг почти лежит на демпфере отбойника, в запасе остается буквально миллиметр. Решается это установкой простейшей стальной проставки — остается гадать, почему этого не сделал «АвтоВАЗ». Задняя тяга Панара, предназначенная для стабилизации оси, свою функцию не выполняет из-за смещения заднего моста: с завода авто люфтит. Чтобы избавиться от ощущения, будто машина кренится вправо, придется установить перенос тяги Панара (т.н. «домик»). Желательно совместить это с установкой дополнительной регулируемой тяги: по стоимости недорого, а поведение на дороге изменится кардинально. Впрочем, все эти мероприятия (за исключением установки проставки под передние рычаги) необязательны: подвеска доработана на 5 баллов и нареканий не вызывает. Выводы Niva Bronto 2025 откровенно радует: мы наконец получили относительно комфортный салон, кондиционер, АБС и внезапно добротное качество сборки прямо с завода. К этому стоит добавить доработанную подвеску и сохранившиеся возможности для почти неограниченного тюнинга. Все это предлагается за 400 тысяч рублей сверх стоимости обычной «легенды» — вполне обоснованная надбавка, учитывая, что самостоятельно довести классическую Ниву до состояния Bronto выйдет намного дороже. Остается пожелать «АвтоВАЗу» доработать до уровня Bronto и другие версии: ведь именно такой и должна быть любая современная Нива. Ну, почти: не хватает нового двигателя и трансмиссии. В самом деле, сколько можно мучить водителей воющим изделием конца семидесятых?