В отечественном автопроме есть три легенды, о которых знает каждый – Москвич-412, ЗАЗ-968 (Запорожец) и ВАЗ-2121 (Нива). И если первые две конструкции безнадежно устарели и ушли в историю, то с третьей ситуация сложилась прямо противоположная. Этот внедорожник малого класса производится с 1977 года по настоящее время, меняясь от версии к версии лишь минимально, и пользуется немалой популярностью как у наших с вами соотечественников, так и за рубежом. Модель под разными именами можно увидеть в Германии (Lada Taiga), Италии (Lada Job) и многих других странах. Но является ли отсутствие значимых нововведений свидетельством того, что Niva Legend является чуть ли не идеальным автомобилем, вносить изменения в конструкцию которого не имеет смысла? Вряд ли. У него тоже имеется немало недостатков, с каждым годом становящихся все более заметными. Сейчас мы их рассмотрим. Lada Niva Legend. Что мы имеем в 2025 году Обозреваемая нами модель получила ряд косметических обновлений, чтобы хоть как-то “освежиться”, стать более привлекательной для потенциальных покупателей. Однако эти меры не смогли замаскировать тот факт, что Niva Legend практически не изменилась с советских времен. Жесткая рама, устаревший в плане эргономики салон, архаичная приборная панель и пр. делают автомобиль морально устаревшим по сравнению с современными SUV. Здесь отсутствует климат-контроль, сенсорные экраны, камеры обзора или продвинутые ассистенты. Все управление максимально механическое, что хорошо для определенной категории водителей, но вызывает отторжение у всех остальных. Еще одна серьезная проблема – несоответствие современным стандартам безопасности. Euro NCAP (европейский комитет, проводящий независимые краш-тесты) оценил Ниву на 0 из 16 баллов по результатам фронтальных столкновений. Авария на скорости более 64 км/ч гарантированно приведет к травме водителя. У автомобиля устаревшая конструкция кузова без современных зон деформации, отсутствует система автоматического торможения и имеется еще ряд недостатков, делающих поездки по оживленным городским улицам потенциально опасными для всех находящихся в салоне людей. Если говорить о распространенных поломках, то в Niva Legend чаще всего выходят из строя узлы, связанные с трансмиссией, подвеской и электрической частью. Это обуславливается устаревшей конструкцией и заводскими комплектующими не самого лучшего качества (особенно после 2022 года и появления у производителя острой необходимости экономить). Механическая КПП "подвывает", передачи включаются с усилием, а синхронизаторы на 2-й и 3-й передаче быстро изнашиваются при активной езде. Еще владельцы Легенды жалуются, что генератор может "подвывать" или выдавать нестабильное напряжение, особенно под воздействием низких температур. Что может сделать водитель, чтобы улучшить ситуацию Больше всего при эксплуатации этой модели водители жалуются на шумо и виброизоляцию, которая здесь выполнена на достаточно посредственном уровне. Но дело даже не в этом – а в том факте, что устаревшие агрегаты Niva Legend и их расположение прямо-таки провоцируют дискомфорт всех сидящих в салоне. В целом уровень шума можно немного снизить, если провести отделку колесных арок вибро и звукоизоляционными материалами, отделать аналогичным образом двери (еще и дополнительная теплоизоляция) и другие ключевые элементы. Однако если вы планируете использовать Ниву по прямому назначению – для бездорожья, лучше дно не застилать. При эксплуатации в грязи, воде и снегу “мокрая” шумоизоляция может поспособствовать коррозии автомобиля. Кстати, раз уж зашла речь о коррозии! На АвтоВАЗе применяются дешевые антикоррозийные материалы – битумные мастики и пр., которые еще и наносятся очень жадно, экономно (разбирающие практически новые Нивы обзорщики это наглядно показывают). Обработка охватывает основные элементы днища, арки, нижнюю часть порогов и частично затрагивает кузовные полости, но ее совершенно точно не хватит на длительный период эксплуатации. Поэтому рекомендуется провести собственную антикоррозионную обработку, обратив особое внимание на критические зоны – внутренности порогов, лонжероны, задние арки, которые на заводе практически не обрабатываются и могут начать скрытно ржаветь изнутри. Позитивные стороны. Почему люди все еще покупают Niva Legend Зачем в 2025 году покупать раритетную конструкцию с минимальным рестайлингом, еще и страдающую от целого ряда проблем? На то есть несколько причин. Основная из них – выдающиеся внедорожные способности Нивы. Постоянный полный привод, понижающая передача, блокировка межосевого дифференциала и короткая база позволяют ей уверенно преодолевать препятствия, которые вызывают сложности у других автомобилей. И все это по доступной цене, слегка превышающей миллион рублей. Если проанализировать этот ценовой сегмент, можно прийти к выводу, что аналоги с подобной проходимостью попросту отсутствуют. Также в список преимуществ обязательно стоит включить: Ремонтопригодность. Машина обладает привычной отечественным автолюбителям конструкцией и, благодаря своим особенностям, отлично чинится не только в автомастерской, но и в полевых условиях – с ограниченным набором инструментов у владельца; Доступность запчастей. Niva Legend – это антикризисный автомобиль, который позволит выживать в условиях ограниченного импорта. Запчастей на нее всегда в избытке на первичном и вторичном рынках – даже в отдаленных регионах. А их стоимость достаточно демократичная, что особенно радует жителей сельской местности; Простой тюнинг. Машину при желании можно доработать под свои нужды: увеличить клиренс (дорожный просвет), поставить шноркель, экспедиционный багажник, оснастить силовым обвесом. Масса деталей для тюнинга продается в свободном доступе, и с их помощью можно сделать Ниву еще более “оффроудной”. Выводы Рассматриваемая нами Niva Legend является проверенной рабочей лошадкой, которая в условиях бездорожья и ограниченного бюджета способна реализовать все возлагаемые на нее задачи. Эту машину нужно брать не для города, а для охоты, рыбалки, лесозаготовок или каких-нибудь аграрных задач. В этих условиях ей просто нет равных в своем ценовом сегменте, и по этой же причине покупатели закрывают глаза на большинство расписанных выше проблем – на плохую шумоизоляцию, старомодный и неудобный интерьер, отсутствие даже намека на системы комфорта. Единственное, что более-менее критично – это коррозия кузова, с которой можно и нужно бороться, чтобы продлить этой рабочей лошадке жизнь.