Перед заменой сцепления на автомобилях ВАЗ-2108, ВАЗ-2109, ВАЗ-21099, ВАЗ-2113, ВАЗ-2114, ВАЗ-2115 семейства Самара, сначала необходимо снять коробку передач. Рассмотрим устройство и расположение элементов КПП: 1 - коробка передач; 2 - задняя опора двигателя; 3 - пробка маслосливного отверстия; 4 - тяга привода переключения передач; 5 - двигатель; 6 - внутренние ШРУСы; 7 - выключатель света заднего хода; 8 - левая опора двигателя; 9 - растяжка. Для снятия КПП надо проделать ряд процедур: 1. Открутите болты крепления защиты поддона картера и снимите защиту. 2. Отсоедините провод массы от картера. 3. Ослабьте крепления троса привода сцепления и снимите его. 4. Отключите питание стартера и снимите с него все провода. 5. Отверните три гайки крепления стартера и снимите его. 6. Расслабьте хомут и снимите тягу привода переключения передач, отсоединив ее от наконечника шарнира. 7. Снимите трос спидометра, открутив гайку его крепления. 8. Отключите выключатель света заднего хода. 9. Ослабьте затяжку гайки крепления рычага подвески. 10. Отверните три болта крепления кронштейна, гайку крепления растяжки, и выведите растяжки в стороны. 11. Расшплинтуйте рулевой наконечник и отключите рулевую тягу от поворотной стойки. 12. Отверните два болта крепления шарового шарнира и снимите его с поворотного кулака. 13. При помощи монтировки выдавите хвостовик одного из внутренних ШРУСов привода передних колес из коробки передач и отведите его в сторону. 14. На место снятого ШРУСа необходимо установить какую-нибудь заглушку. Вполне подойдет старый негодный ШРУС. 15. Отверните болты крепления щитка кожуха сцепления и снимите щиток. 16. Ослабьте крепление картера сцепления к блоку цилиндров двигателя, отвернув три болта и гайку. 17. Теперь надо вывесить двигатель. Для этого в район опор передних стоек необходимо положить деревянный брус, которые должны опираться исключительно на фланцы крыльев. 18. Двигатель закрепить к установленному брусу. 19. Теперь, когда двигатель подвешен, можно открутить две гайки крепления задней опоры двигателя к кузову автомобиля. 20. Отсоедините левую опору двигателя, открутив болт и три гайки крепления опоры. 21. Для завершения процедуры, отверните три болта и гайку с противоположной стороны коробки передач. Для снятия КПП, сначала отведите коробку передач от двигателя в горизонтальной плоскости, чтобы вывести первичный вал из сцепления. Остерегайтесь перекоса, дабы не повредить лепестки диафрагменной пружины сцепления. Установка коробки передач производится в обратном порядке. При этом, следует учесть, что окончательную затяжку гайки крепления растяжек следует проводить на полностью спущенном с подъемника автомобиле, предварительно покачав его для выбора люфтов и зазоров.
После снятия коробки передач можно приступать к замене сцепления. Для этого понадобится несложное приспособление: Снимать сцепление можно и без этой оправки. А вот ставить обратно нужно только с ней. 1. Вставляем это приспособление в отверстие первичного вала для центровки сцепления. 2. Отворачиваем по кругу шесть болтов крепления корзины сцепления к маховику, застопорив маховик при помощи плоской отвертки с широким лезвием или подходящей монтировки. Снимаем корзину вместе с ведомым диском. Ведомый диск представляет собой диск с фрикционными накладками 1 с обеих сторон, которые приклепаны медными заклепками 2, и демпферным механизмом с пружинами 3. Если диск изношен, имеет трещины, либо искривлен, то его следует заменить. Обратите внимание на состояние корзины. На рабочей поверхности нажимного диска не должно быть глубоких борозд и перегрева в виде "цвета побежалости". Заклепки корзины (1) должны быть плотно приклепаны и не иметь люфтов. Все лепестки корзины (2) должны быть расположены на одной высоте и не иметь значительного износа в зоне а. Опорное кольцо пружины не должно иметь видимых трещин или иных повреждений. При проверке целостности и работоспособности корзины на стенде вместо ведомого диска устанавливается промежуточное кольцо, толщиной 8,3±0,04 мм и проверяются следующие параметры: При выключении сцепления три раза ходом выключения 8-9 мм, прикладывая нагрузку к лепесткам нажимной пружины 1 на диаметре С - ходу выключения (8,0+0,1) мм должен соответствовать ход нажимного диска не менее 1,4 мм; - разность значений отхода нажимного диска 3 была не более 0,25 мм; - размер А должен находиться в пределах 29-31 мм; - нагрузка на лепестках нажимной пружины 1 на диаметре С при ходе (8,0+0,1) мм была не более 1100 Н, при максимальной нагрузке не более 1300 Н. В принципе, при необходимости замены одного из элементов сцепления (даже выжимного подшипника), рекомендуется заменить сцепление всборе, целиком. При сборке сцепления следует иметь ввиду, что ведомый диск устанавливается выступающей частью ступицы в сторону корзины. Вставьте оправку Оденьте корзину с ведомым диском на направляющие маховика После, окончательно равномерно затяните все шесть болтов крепления корзины к маховику. Сборку проведите в обратном порядке.