Стояночный тормоз, или как его еще называют "ручник", не всегда является ручным. например, на американских автомобилях его привод имеет не рукоятку, а педаль, и управляется левой ногой водителя. Но, принцип действия у них у всех одинаковый. Водитель, потянув за рукоять, или нажав педаль, через систему тросов воздействует на рычаг механизма привода задних колодок, которые, прижимаясь к барабану или диску, удерживают автомобиль. Стояночный тормоз работает только на задних колесах, это надо четко запомнить. Механизм стояночного тормоза заднего колеса имеет автоматическую регулировку, которая уменьшает зазор между колодкой и диском по мере износа колодок. Кроме этого, может быть еще регулировка натяжения тросов. Реализован этот механизм чаще всего под кожухом тоннеля в районе рычага ручного тормоза. Реже - доступ к нему реализован из под машины. На многих автомобилях регулировки натяжения тросов нет вообще, и в случае растяжения тросов их необходимо заменить. Если вдруг вы обнаружили, что автомобиль не удерживается на уклоне стояночным тормозом, то имеет смысл проверить механизм на следующие возможные неисправности: Заклинивание тросов привода в оболочке. Это очень частая неисправность. Водитель не может уследить, когда порвуться пыльники на оболочке троса и когда туда начнет попадать влага. Зимой, туда попадут еще реагенты с дороги, усиленно вызывающие коррозию. лечится заменой тросов с пыльниками. Закисание механизма самоподводки. Встречается реже, но все же случается. лечится разборкой, чисткой и смазкой узла.
Действительно, сие происходит довольно часто. Следует обращать внимание на состояние пыльников тросов при каждом ТО. Поврежденные пыльники менять сразу!