Автомобильные инженеры, создавая двигатель рассчитывают его с оптимальными параметрами. Одним из таких важных параметров является и камера сгорания двигателя, в которой установлена свеча зажигания. Очень важно при выборе свечей зажигания руководствоваться рекомендациями завода-изготовителя автомобиля (двигателя). В противном случае, будут нарушены характеристики двигателя, что приведет к падению мощности, увеличению расхода топлива и уменьшению ресурса самого двигателя. Свечи зажигания бывают разной длины, разной конструкции, могут иметь разную резьбу и различный размер под ключ. Рассмотрим основное устройство свечи: 1 — контакт высоковольтный (может быть выполнен резьбовым М4); 2 — контактный стержень; 3 — изолятор; 4 — корпус; 5 — токопроводящий стеклогерметик (может выполнять функцию встроенного резистора); 6 — уплотнительное кольцо на плоской опорной поверхности; 7 — центральный электрод (медный, с жаропрочной оболочкой); 8 — тепловой конус изолятора, выступающий из корпуса; 9 — боковой электрод “массы”; h — искровой зазор Как уже писалось выше, свечи могут различаться длиной, резьбой, и размером шестигранника под ключ Свечи разных производителей имеют разное обозначение. Расшифровка обозначений свечей российского производства Зарубежные производители обозначают свои свечи иначе. Например, свеча BKR6EY-11 Сочетание букв "BK" (или "BC") - обозначает "японский основной стандарт" резьбовой части свечи - 14 мм и шестигранник под ключ 16мм. "R" - означает, что в конструкции свечи применен резистор. Цифра 6 - это калильное число свечи. Оно колеблется от 2 до 11. Самая "горячая" свеча маркируется цифрой "2", а самая холодная - цифрой "11", соответственно. Следующая буква или сочетание букв говорит о длине резьбовой части свечи. "E" - стандарт, 19 мм. "EF" - 17.5мм "FS" - 10.9мм "H" - 12.7мм "L" - 11.2мм "S" - 9.5мм "Z" - 21мм Далее идет буква, показывающая особенности конструкции свечи зажигания S - стандартный размер, диаметр центрального электрода составляет 2.5мм A и B - специальное исполнение для специально изготовленных двигателей K - два боковых электрода U - свеча с полуповерхностным разрядом (специальное исполнение) С - удлиненное исполнение заземляющих электродов M - два боковых электрода ( только для автомобилей Mazda специального исполнения). Z - диаметр центрального электрода 2.9 мм Q - свеча зажигания специального исполнения с полуповерхностным разрядом и с четырьмя заземляющими электродами. Т - свеча зажигания специального исполнения с тремя заземляющими электродами GVV - свеча специального исполнения, для специальных двигателей. Имеет платиновый центральный электрод. V - Свеча обычного исполнения с центральным электродом из платино - палладиевого сплава W - центральный электрод выполнен из вольфрама. Долговечная, но дорогая свеча. Последняя цифра в наименовании свечи показывает зазор между электродами, например цифра "11" означает зазор 1,1 мм. Взаимозаменяемость свечей зажигания можно посмотреть здесь. По материалам журнала "За рулем".