Прокол колеса. Что лучше установить: жгут, "грибок" или заплатку? Или все это бессмысленно и нужно менять колесо.
Выбор способа ремонта прокола зависит от размера повреждения, его расположения на шине и ваших дальнейших планов по эксплуатации колеса. Рассмотрим все варианты. Жгут (корд, веревка) - это грубый шнур, пропитанный клеем, который вставляется в прокол снаружи специальной иглой, после чего концы обрезаются. Главный плюс этого метода - скорость и дешевизна, позволяющие временно восстановить герметичность только для того, чтобы доехать до шиномонтажа. Его можно сделать самостоятельно в дороге. Однако минусы существенны: такой ремонт крайне ненадежен, с высоким риском повторной утечки воздуха. При установке жгут расширяет отверстие и рвет нити корда внутри шины, повреждая ее. Он не обеспечивает долговременной герметичности, может вызвать сильный дисбаланс колеса. Это исключительно временное, аварийное решение только для медленной поездки в несколько километров до ближайшего сервиса. После доезда шину необходимо срочно отремонтировать правильно или заменить. "Грибок" (вулканизирующая заплатка на ножке) представляет собой резиновую "шляпку" на ножке, покрытую вулканизирующим составом. Ножка вставляется в прокол с внутренней стороны шины, а "шляпка" приклеивается к внутренней поверхности. Для этого требуется снять колесо и демонтировать шину. Плюс этого метода в относительно надежном ремонте небольших проколов (до 4-5 мм), расположенных в зоне протектора (беговой дорожке). Процесс вулканизации создает прочное соединение, и при правильной установке ремонт долговечен. Минусы: невозможность установки в дороге без оборудования, так как требует демонтажа шины. Ножка грибка, проходя через корд, все же немного его повреждает (хотя и меньше, чем жгут). Этот метод не подходит для проколов на боковине, плече шины, больших или рваных отверстий и порезов. Это стандартный ремонт мелких проколов от гвоздей или саморезов в центральной части протектора, пригодный для повседневной эксплуатации после ремонта. Заплатка (качественный внутренний ремонт) - самый надежный метод. Шина демонтируется. Место прокола изнутри зачищается и фрезеруется. Наносится специальный вулканизирующий клей, и приклеивается бесшовная заплатка (часто комбинированная: резиновая "грибовидная" часть + армирующий пластырь) или латка (для очень мелких проколов). Заплатка сильно прижимается, происходит вулканизация. Плюсы: максимальная надежность и долговечность, сохранение корда при правильной зачистке, обеспечение герметичности и прочности. Подходит для небольших проколов в зоне протектора. Минус: обязательное требование демонтажа шины и профессионального оборудования, что делает процесс дольше и дороже по сравнению с "грибком". Это лучший способ отремонтировать мелкий прокол в протекторе для долгосрочной и безопасной эксплуатации, предпочтительнее "грибка" по надежности. Замена колеса на запаску или докатку - самое безопасное решение. Плюс: гарантированная безопасность, возможность продолжить поездку без риска до шиномонтажа или дома. Минус: требует времени, физических усилий и наличия запаски/докатки с инструментами (докатка имеет ограничения по скорости и пробегу). Замена обязательна всегда, если повреждение не подлежит безопасному ремонту: прокол/порез на боковине или плече шины (здесь корд работает на растяжение, ремонт опасен!), большие проколы (более 6 мм), рваные повреждения, порезы, повреждения вблизи борта шины, или если шина старая или сильно изношена. Замена также предпочтительна, если у вас есть запаска и вы сомневаетесь в возможности или качестве ремонта на месте, или если вы не хотите рисковать с временным ремонтом. Резюме и рекомендации Сначала оцените повреждение: где оно расположено (протектор - возможно ремонт, боковина/плечо - ТОЛЬКО ЗАМЕНА), насколько оно велико (мелкий прокол до 4-5 мм - возможно ремонт, большое/рваное отверстие - ЗАМЕНА), чем повреждено (гвоздь/саморез - возможно ремонт, большой острый предмет/порез - ЗАМЕНА). Если повреждение в боковине/плече, большое или рваное - немедленно замените колесо, езда опасна! Если есть запаска и повреждение в протекторе - лучше заменить колесо и спокойно доехать до шиномонтажа для качественного ремонта (заплатка или "грибок"). Если запаски нет, а прокол мелкий и в протекторе: жгут или герметик с компрессором - ТОЛЬКО как экстренная мера, чтобы медленно доехать до ближайшего шиномонтажа. Не для постоянной езды! Сразу после доезда шину нужно правильно отремонтировать или заменить. В шиномонтаже для надежного ремонта мелкого прокола в протекторе выбирайте качественный внутренний ремонт: заплатку (предпочтительнее) или "грибок". Настаивайте на снятии шины и внутреннем ремонте, а не на оставлении жгута. После любого ремонта обязательно сделайте балансировку колеса. Вывод Жгут - только экстренное временное решение. "Грибок" - надежный ремонт мелких проколов в протекторе, но требует демонтажа. Заплатка - самый надежный и предпочтительный внутренний ремонт для таких же повреждений. Замена колеса - самое безопасное решение сразу после прокола, особенно при сомнениях, и ОБЯЗАТЕЛЬНА при повреждениях боковины/плеча, больших или рваных повреждениях. Не рискуйте! При малейших сомнениях замените колесо и покажите шину профессионалам. Безопасность дороже.